пятница, 12 октября 2012 г.

Кабели аудио-видео

В идеале, кабели, соединяющие различные части общей системы аудио и/ или видео (например, домашнего кинотеатра или звуковоспроизводящей системы), должны обеспечивать «закорачивание» соединяемых разъемов (разъемных соединителей), т.е. на входе принимающего устройства сигнал должен быть в точности таким, как на выходе передающего устройства. Однако реальные кабели в реальных системах являются устройствами передачи электрических сигналов с собственными характеристиками, отличающимися от идеальных, поэтому сигналы при передаче по соединительным кабелям искажаются.





В принципе, кабели подразделяются на силовые и сигнальные. В первом случае, при передаче по кабелю мы учитываем и ток, и напряжение (т.е. их произведение – мощность сигнала), причем основной задачей является снижение потери мощности при передаче по ка- белю. В сигнальных кабелях, учитывается только напряжение, либо только ток, а основной задачей становится сохранение формы передаваемого сигнала даже при значительной потере мощности. Силовые кабели используются для подключения блоков аудио/ видеосистемы к сети электропитания (настен- ной розетке), а сигнальные (соединительные) кабели предназначены для связи отдельных блоков аудио/видеосистемы между собой.

"Получишь только то, за что заплатил"

Самой понятной, насущной и очевидной характеристикой любого кабеля является его цена, причем в общем случае действует простое правило: чем выше цена, тем лучше кабель и тем меньше будут искажения сигнала в соединительном кабеле или тем меньше будут потери мощности в силовом кабеле. Однако как сторонники оценки качества кабелей по техническим параметрам, так и приверженцы определения качества по психофизическим ощущениям сходятся во мнении о том, что линейной зависимости качества кабеля от цены не наблюдается: аудиокабель (например, с разъемами RCA на обоих концах) за 9000 руб. не превосходит в 30 раз по качеству (максимальной длине, коэффициенту нелинейных искажений, "четкости звучания" или "динамической отдаче") кабель за 300 руб. Изготовители хором заявляют, что за каждую следующую ступеньку на лестнице технического прогресса приходится платить все больше и больше. И это действительно так, пока прогресс в производстве кабеля оценивается техническими параметрами, поскольку затраты на производство напрямую определяют получаемое качество товара. С другой стороны, для кабелей класса Hi-End (предельно высокие характеристики) вместе с техническими параметрами, а иногда и вместо них, приводят субъективные оценки экспертов, поэтому при назначении цены маркетинговые цели превалируют над инженерными задачами и для покупателя, намеренного потратить 9000 руб. (как в нашем примере выше), всегда найдется компания, способная предложить кабель именно по этой цене.

На рынке кабелей для аудио/видео систем отношение между наибольшей и наименьшей рыночной ценой может составлять 1000-к-одному, хотя отношение себестоимости этих товаров будет намного меньше. Скажем, для обычного коаксиального кабеля на катушках типа RG-6, если сравнивать самый дешевый китайский продукт никому неизвестной компании и качественные кабели отношение конечной (розничной) цены может доходить до 7-к-одному или 10-к-одному, причем в этом сегменте кабели Hi-End отсутствуют. В данном случае разница в стоимости оправдана большими производственными затратами, учитывающими более дорогое оборудование, повышенный уровень зарплаты, более строгий контроль, более дорогие материалы и, в конечном счете, увеличение затрат на исследования и разработку. Кроме того, дополнительное повышение стоимости может быть связано с не совсем технически оправданными улучшениями, например применением серебряного покрытия или полностью серебряных жил, заменой полиэтиленовой изоляции тефлоновой, использованием броской маркировки, выбор оплетки исключительно по привлекательному внешнему виду и т.д.
Итак, розничная цена кабелей для аудио и/или видео является не вполне точным показателем качества, особенное для кабелей Hi-End.

Как оценить качество кабеля?

Для начала вспомним публикацию пятилетней давности одного американского аудиофила. Ради спортивного интереса, он соединил два коаксиальных порта S/PDIF распрямленным куском проволочной вешалки для одежды, диаметр которой хорошо совпал с центральным гнездом этого разъема. На небольшом расстоянии битовый аудиопоток S/PDIF был без ошибок передан этой "цифровой вешалкой" (естественно, "на полную катушку" сработал алгоритм защиты от помех при передаче за счет избыточной информации в аудиопотоке, кроме того, такой трюк возможен только на коротком расстоянии, когда согласованность волнового сопротивления кабеля не сказывается на качестве связи). В конце публикации был задан резонный вопрос: "Ну и зачем нужны коаксиальные кабели S/PDIF за 500 долларов США?".
Ответ на этот вопрос в том, что не существует абстрактного понятия качества, без учета области применения кабеля. На коротком расстоянии может быть достаточно весьма дешевого кабеля, но для пассивной передачи HDMI на расстояние 15 метров потребуется действительно качественный и достаточно дорогой кабель. То же самое справедливо для прокладки кабеля в условиях сильных внешних помех, устранения взаимных наводок между трактами, точного соответствия заявленным характеристикам и т.д.

Например, наилучшая передача сигнала по линии связи достигается в режиме стоячей волны, поэтому точное соответствие заявленному волновому сопротивлению (импедансу), несомненно, является четким индикатором высокого качества. Журнал PC World Magazine провел тест 75-омных коаксиальных кабелей, взятых на полках наиболее популярных в США розничных сетей по продаже электроники. Разброс по этому параметру составил от 63 до 86 Ом. Для сравнения, допуск по волновому сопротивлению недорогого кабеля серии Silver от компании Belsis составляет ± 3,5%, т.е. от 72,4 до 77,6 Ом на расстоянии до 5 метров.




Другой пример: любой коаксиальный кабель экранирован собственным "обратным" проводом. Однако многие компании-изготовители сознательно идут на дополнительные затраты для улучшения экранирования кабеля и снижения уровня наводимых и/или излучаемых помех. Например, в том же самом кабеле компании Belsis "обратная" жила выполнена из бескислородной меди с плотной (т.е. со 100-процентным покрытием) навивкой. Дополнительно используется промежуточный экран из майларовой (лавсановой по советской терминологии) пленки с алюминиевым напылением, который отделен от центральной жилы физически вспененным полиэтиленом (механический способ создания пористой структуры вместо химического способа, при котором реагенты воздействуют на поверхность медного проводника, создавая со временем зеленый налет окислившейся меди не только неприятный по внешнему виду, но существенно снижающий электрические характеристики жилы). В данном случае дополнительные затраты вполне оправданы, поскольку изготовителю трудно предвидеть реальную картину электромагнитных помех в зоне прокладки кабеля и лучше перестраховаться, чем экономить.

Подробнее...

Комментариев нет: